Компания РосБезопасность - специализированная организация, аккредитованная во всех Федеральных агентствах Минтранса РФ и располагающая штатом узкопрофильных экспертов, имеющих большой опыт и знания в области разработки документации направленной на обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств различных видов транспорта.
Заказать аудит документации в области транспортной безопасности на предмет ее соответствия действующим нормативно правовым актам и фактическому состоянию объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства Вы можете у нас на сайте.
Данную услугу компания РосБезопасность оказывает во всех субъектах РФ для ОТИ и ТС различного вида транспорта (автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной, метрополитен, дорожное хозяйство), которые принадлежат как государственным, так и частным учреждениям (организациям).
Аудит транспортной безопасности – это добровольная, независимая оценка имеющейся на объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве) документации в области транспортной безопасности на предмет ее соответствия действующим нормативно правовым актам и фактическому состоянию ОТИ (ТС).
В соответствии с п. 1, ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон) субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны обеспечить транспортную безопасность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые принадлежат им на праве собственности или используются на ином законном основании.
В соответствии с п. 1, ст. 8 Закона обязательные для выполнения требования по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности в отношении подлежащих категорированию и некатегорируемых объектов транспортной инфраструктуры устанавливает Правительство РФ.
В соответствии с п. 1.1, ст. 8 Закона обязательные для выполнения требования по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств устанавливает Правительство РФ.
В соответствии с п. 2, ст. 8 Закона обязательные для выполнения требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на этапе их проектирования, строительства и реконструкции устанавливает Правительство РФ.
В соответствии с п. 10, ст. 1 Закона:
Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с п. 6, ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»:
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
К каким объектам транспортной инфраструктуры применяются обязательные требования по транспортной безопасности
В настоящее время действует 6 (шесть) постановлений Правительства РФ, которые устанавливают обязательные для выполнения требования по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры подлежащих категорированию различных видов транспорта. Данными требованиями установлена необходимость отнесения ОТИ к определенной категории, проведения оценки уязвимости и разработки плана обеспечения транспортной безопасности.
Кроме того, действует 6 (шесть) постановлений Правительства РФ, которые устанавливают обязательные для выполнения требования по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию различных видов транспорта. В отношении ОТИ, не подлежащих категорированию, определена необходимость внесения ОТИ в Реестр того или иного компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности (Росжелдор, Росавтодор, Росавиация, Росморречфлот) и разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Также действует постановление Правительства РФ, которое устанавливает обязательные для выполнения Требования по обеспечению транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, которые находятся на этапе проектирования, строительства или реконструкции.
Таким образом в отношении любого объекта транспортной инфраструктуры (в том числе находящегося на этапе проектирования, строительства, реконструкции) установлены обязательные для выполнения Требования по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности.
К каким транспортным средствам применяются обязательные требования по транспортной безопасности
В настоящее время действует 4 (четыре) постановления Правительства РФ, которые устанавливают обязательные для выполнения требования по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств по видам транспорта. Данные требования предусматривают необходимость внесения ТС в Реестр того или иного компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС.
Таким образом практически в отношении любого транспортного средства, которое осуществляет перевозку пассажиров и/или опасных грузов установлены обязательные для выполнения Требования по транспортной безопасности.
Зачем проводить аудит по транспортной безопасности
Целесообразно проводить аудит по ТБ в трех случаях:
1. В пользовании субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) имеется ОТИ и/или ТС в отношении которых отсутствуют какие либо документы в области обеспечения транспортной безопасности и владелец ОТИ (ТС) не может самостоятельно определить какие Требования направленные на обеспечение ТБ и АТЗ применяются в отношении его ОТИ (ТС), а также применяются ли в принципе к ОТИ (ТС) какие либо Требования.
2. На ОТИ (ТС) имеются не подписанные и не утвержденные компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности проекты сведений для категорирования, сведений для включения в Реестр, организационно распорядительных документов, оценки уязвимости, плана (паспорта) обеспечения транспортной безопасности и т.д., готовые к направлению в соответствующий компетентный орган и которые необходимо проверить на предмет их соответствия действующим нормативно правовым актам в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности.
3. На объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) имеются подписанные и утвержденные с соответствующим компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности уведомление о включении в Реестр (присвоении категории ОТИ), оценка уязвимости, план (паспорт) обеспечения транспортной безопасности и т.д. с которыми субъект транспортной инфраструктуры (перевозчик) по каким либо причинам не согласен.
В соответствии с действующим законодательством обязательными документами по обеспечению транспортной безопасности (далее – ТБ) и антитеррористической защищенности (далее – АТЗ) являются:
1. В отношении категорируемых ОТИ:
- сведения для категорирования ОТИ;
- оценка уязвимости (дополнительная оценка уязвимости);
- организационно распорядительные документы (ОРД);
- план (изменения в лан) обеспечения транспортной безопасности;
2. В отношении ОТИ, не подлежащих категорированию:
- сведения для включения в Реестр ОТИ;
- организационно распорядительные документы (ОРД);
- паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ;
3. В отношении проектируемых, строящихся, реконструируемых ОТИ:
- сведения для присвоения предварительной категории;
- план обеспечения транспортной безопасности строящегося ОТИ;
4. В отношении ТС:
- сведения для включения в Реестр ТС;
- организационно распорядительные документы (ОРД);
- паспорт обеспечения транспортной безопасности ТС;
Указанные документы являются основополагающими в вопросе построения системы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС (системы физической защиты), которая включает в себя:
- организационные меры (установление пропускного и внутриобъектового режима, подготовка и аттестация работников, разработка порядков и правил и пр.);
- инженерно технические меры (оснащение (дооснащение) ОТИ или ТС инженерно техническими системами обеспечения транспортной безопасности;
- меры защиты (привлечение или образование (формирование) подразделения транспортной безопасности);
Стоит отметить, что объемы указанных мер зависят от Требований, в соответствии с которыми оформлены указанные документы, а также от присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории (для категорируемых ОТИ). Срок, в течении которого субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовать указанные меры также определен Требованиями и может варьироваться от 5 месяцев до 2 лет.
Таким образом от качества подготовки сведений для категорирования, сведений для включения в Реестр, оценки уязвимости, организационно распорядительных документов, плана (паспорта) обеспечения транспортной безопасности зависит целый комплекс дорогостоящих и трудозатратных мероприятий, которые обязан реализовать субъект транспортной инфраструктуры (перевозчик).
Что необходимо для проведения аудита по транспортной безопасности
Для качественного и всестороннего аудита документации по ТБ на ОТИ (ТС) необходимо:
1. Обеспечить доступ нашим экспертам на объект транспортной инфраструктуры или транспортное средство.
2. Предоставить (при наличии) уведомление о включении ОТИ (ТС) в реестр, уведомление о присвоении ОТИ категории, оценку уязвимости, план (паспорт) обеспечения транспортной безопасности (в зависимости от типа ОТИ или ТС).
3. Предоставить (при наличии) имеющиеся инженерно технические документы на объекты капитального строительства входящие в состав ОТИ, документы на земельный участок, техническую документацию на инженерно технические средства охраны, имеющиеся на объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве).
4. Иные документы в зависимости от целей аудита и особенностей объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).
Цель проведения аудита документов по ТБ
На практике субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) сталкиваются с различными ситуациями в которых может потребоваться аудит по транспортной безопасности, например:
- изучение ОТИ (ТС) на предмет применения в их отношении тех или иных Требований по обеспечению ТБ и АТЗ;
- проверка корректности (правильности) определения (установления) категории объекта транспортной инфраструктуры;
- проверка корректности (правильности) определения (установления) предварительной категории строящегося объекта транспортной инфраструктуры;
- подтверждение правильности определения критических элементов и/или границ зоны транспортной безопасности и ее секторов в отношении ОТИ (ТС);
- анализ соответствия результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ (ТС) Требованиям;
- анализ соответствия разработанного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) Требованиям;
- анализ соответствия разработанного паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) Требованиям;
- анализ соответствия разработанных организационно распорядительных документов, направленных на обеспечение транспортной безопасности Требованиям;
- обследование объекта транспортной инфраструктуры на предмет его соответствия Требованиям;
- обследование транспортного средства на предмет его соответствия Требованиям;
- обследование (изучение) объекта транспортной инфраструктуры на предмет его соответствия разработанным документам по транспортной безопасности;
- обследование (изучение) транспортного средства на предмет его соответствия разработанным документам по транспортной безопасности;
- изучение ОТИ (ТС) и имеющихся документов на предмет наличия оснований для направления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности полных и достоверных сведений для ведения Реестра (подтверждение категории, снижение и/или увеличение категории, исключение из Реестра и т.п.);
- анализ имеющейся оценки уязвимости ОТИ (ТС) на предмет необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости;
- анализ имеющегося плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) на предмет необходимости внесения в него изменений (дополнений);
- анализ имеющегося паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) на предмет необходимости его замены (актуализации);
- анализ имеющихся организационно распорядительных документов в области обеспечения транспортной безопасности на предмет необходимости их актуализации (переработки);
- иные ситуации.
Стоимость аудита документации в области обеспечения транспортной безопасности
Обращаясь в компанию РосБезопасность – Вы обращаетесь в команду профессионалов, которые отчетливо понимают, что не существует одинаковых ОТИ и/или ТС и поэтому определение стоимости аудита осуществляется индивидуально.
Основными показателями, которые учитываются при формировании стоимости являются:
- месторасположение ОТИ (ТС);
- площадь зданий (строений, сооружений), входящих в состав ОТИ;
- площадь земельного участка, занимаемого объектом транспортной инфраструктуры;
- нормативно правовой акт, устанавливающий Требования к ТБ и АТЗ ОТИ (ТС);
- степень защиты информации, содержащейся в документации по транспортной безопасности «Для служебного пользования», «Секретно»);
Наши специалисты могут запросить дополнительные уточняющие сведения.
Срок проведения аудита ТБ
Срок аудита определяется индивидуально в зависимости от цели его проведения, месторасположения объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и его особенностей.
ВАЖНО
В случае привлечения для аудита документации (ОТИ или ТС) в области транспортной безопасности и антитеррористической защищенности специализированной организации необходимо учесть, что в соответствии с ч. 8, ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» - сведения, содержащиеся в данной документации являются информацией ограниченного доступа работа с которой осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Данные документы имеют пометку «Для служебного пользования». В отдельных случаях им может быть присвоен гриф секретности. Обязанность по защите и обеспечению сохранности этих сведений возлагается на субъект транспортной инфраструктуры.
Привлекая для аудита специализированную организацию удостоверьтесь в ее возможности обеспечить защиту информации, а именно в наличии у нее действующего свидетельства об аккредитации на право проведения оценки уязвимости ОТИ (ТС), выданного соответствующим компетентным органом (Росавтодор, Росжелдор, Росавиация, Росморречфлот), а также в наличии действующей Лицензии ФСБ на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
Ответственность за невыполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности
В соответствии с действующим законодательством выполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ или ТС является обязательной мерой, за невыполнение которой предусмотрена ответственность КоАП РФ, а в отдельных случаях УК РФ.
КоАП РФ «Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».
УК РФ «Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».