Транспортная безопасность объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ)

Компания РосБезопасность - специализированная организация, располагающая штатом квалифицированных сотрудников и всеми необходимыми разрешительными документами, которые дают право нашим экспертам принимать участие в вопросах обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Заказать услуги в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ и ТС Вы можете у нас на сайте.
Услуги в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ и ТС 
компания РосБезопасность оказывает во всех регионах РФ, в том числе для ОТИ (ТС) расположенных на территории Москвы и Московской области.

Транспортная безопасность ОТИ и ТС

Вопросы обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) регулируются Федеральным законом № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности». Согласно закона о транспортной безопасности ОТИ и ТС:
Транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Антитеррористическая защищенность (АТЗ) объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) – это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), препятствующее совершению на нем террористического акта.

Действующим законодательством определено, что под актом незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства понимается любое противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб, либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
При этом под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Перечень потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС определяется Приказом Минтранса РФ № 52, ФСБ РФ № 112, МВД РФ № 134 от 05.03.2010 и состоит из 9 (девяти) основных угроз.
Ответственность за обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ и ТС возложена на субъект транспортной инфраструктуры (СТИ). Действующим законодательством под СТИ понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и физическое лицо, являющееся собственником объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства или использующее их на ином законном основании.

ОТИ и ТС на которые распространяется законодательство по транспортной безопасности

Для целей ФЗ 16 под объектами транспортной инфраструктуры понимаются железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, автовокзалы, автостанции, объекты инфраструктуры внеуличного транспорта (метрополитен), тоннели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, речные порты, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, искусственные острова, установки и сооружения (гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы)), морские плавучие (передвижные) платформы. Также к ОТИ относятся определенные постановлением Правительства РФ № 1442 от 15.09.2020 участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение. К ОТИ относятся некоторые здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определенные Приказом Минтранса России.
Объект транспортной инфраструктуры может представлять собой комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельные здания (строения и сооружения), части зданий (строений и сооружений) - помещения, а также территории (земельные участки) на которых они располагаются.

Для целей ФЗ 16 под транспортными средствами (ТС) понимаются автомобильные ТС (используемые для регулярных перевозок пассажиров и грузов повышенной опасности), ТС городского наземного электрического транспорта, воздушные суда гражданской авиации (используемые для коммерческих перевозок), воздушные суда авиации общего назначения (определяются постановлением Правительства РФ от 1 августа 2020 г. № 1157), суда (используемые в целях торгового мореплавания), суда (используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров и грузов повышенной опасности), железнодорожный подвижной состав (осуществляющий перевозку пассажиров или грузов повышенной опасности).

Требования по обеспечению транспортной безопасности и АТЗ ОТИ и ТС

В настоящее время в рамках обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ и ТС действует 16 (шестнадцать) нормативно правовых актов (постановлений Правительства РФ), которыми устанавливаются основные Требования по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ и ТС различных видов транспорта, в том числе на этапе их строительства (проектирования).
При обеспечении транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ и ТС необходимо учитывать вид транспорта, к которому относится объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство), особенности его функционирования, особенности производственно-технологических процессов, присвоенную ОТИ категорию по транспортной безопасности.

Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности и АТЗ

Фактически мероприятия, который обязан реализовать субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) и/или перевозчик в отношении ОТИ и/или ТС условно можно разделить на три основных сегмента:

Мероприятия по транспортной безопасности ОТИ (подлежащего категорированию), которые состоят из следующих основных этапов:

1. Подать в компетентный орган (Росавтодор, Росжелдор, Росморречфлот, Росавиация) полные и достоверные сведения об ОТИ необходимые для ведения реестра ОТИ (ТС). На основании предоставленных сведений компетентный орган принимает решение о присвоении объекту транспортной инфраструктуры одной из 5 категорий по транспортной безопасности (количество и критерии категорий по транспортной безопасности зависят от принадлежности ОТИ к тому или иному виду транспорта). Категорирование является основополагающим вопросом обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ, т.к. именно по результатам его проведения ОТИ присваивается категория по транспортной безопасности, которая определяет систему мер обязательную к реализации на объекте транспортной инфраструктуры. Чем выше категория по транспортной безопасности (ТБ), тем более серьезные требования предъявляются к ОТИ.

2. Обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) с привлечением специализированной организации. Стоит отметить, что данный этап может быть выполнен только с помощью специализированной организации - субъект транспортной инфраструктуры не имеет права самостоятельно проводить оценку уязвимости ОТИ. Оценка уязвимости ОТИ проводится в порядке, определенном Приказом Минтранса России № 87 от 12.04.2010. Отчет о проведенной оценке уязвимости согласуется с СТИ и утверждается компетентным органом.

3. Обеспечить разработку и утверждение в компетентном органе плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Стоит отметить, что план обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ПОТБ ОТИ) разрабатывается на основании оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. ПОТБ ОТИ разрабатывается в порядке, определенном Приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34. План обеспечения транспортной безопасности ОТИ утверждается субъектом транспортной инфраструктуры и компетентным органом. Стоит отметить, что на данном этапе субъект транспортной инфраструктуры имеет право привлечь к разработке плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ специализированную организацию, что поспособствует более качественной разработке документа.

4. Обеспечить защиту ОТИ от актов незаконного вмешательства путем привлечения, аккредитованного подразделения транспортной безопасности.

5. Обеспечить (при необходимости) проведение специализированной организацией проектных изысканий на проектирование (модернизацию) инженерно-технических средств охраны (ИТСО) с учетом разработанного и утвержденного компетентным органом плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ с целью приведения объекта транспортной инфраструктуры в соответствие Требованиям законодательства с учетом присвоенной категории.

6. Организовать строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по оснащению объекта транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО).

7. Обеспечить работоспособность и своевременное техническое обслуживание ИТСО на всем периоде их эксплуатации.

Мероприятия по транспортной безопасности транспортного средства (ТС) и/или ОТИ (не подлежащего категорированию), которые состоят из следующих основных этапов:

1. Подать в компетентный орган (Росавтодор, Росжелдор, Росморречфлот, Росавиация) полные и достоверные сведения об ОТИ (не подлежащем категорированию) и/или ТС необходимые для ведения реестра ОТИ (ТС). Результатом выполнения данного этапа является включение не категорируемого ОТИ и/или ТС в реестр ОТИ (ТС).

2. Обеспечить разработку паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ не подлежащего категорированию и/или ТС (Паспорт ОТБ ОТИ/ТС). Паспорт ОТБ ОТИ (ТС) разрабатывается в строгом соответствии с формой, утвержденной тем или иным постановлением Правительства РФ (форма паспорта ОТБ зависит от вида транспорта к которому относится ОТИ/ТС). Паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) должен быть зарегистрирован компетентным органом. Стоит отметить, что на данном этапе субъект транспортной инфраструктуры имеет право привлечь к разработке паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) специализированную организацию.

3. В установленных Требованиями случаях обеспечить защиту некатегорируемого ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства путем привлечения, аккредитованного подразделения транспортной безопасности.

4. Обеспечить (при необходимости) проведение специализированной организацией проектных изысканий на проектирование (модернизацию) инженерно-технических средств охраны (ИТСО) с учетом разработанного паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) с целью приведения объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства в соответствие Требованиям законодательства.

5. Организовать строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по оснащению объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО).

6. Обеспечить работоспособность и своевременное техническое обслуживание ИТСО на всем периоде их эксплуатации.

Мероприятия по транспортной безопасности строящегося (реконструируемого) ОТИ, которые состоят из следующих основных этапов:

1. Подать в компетентный орган (Росавтодор, Росжелдор, Росморречфлот, Росавиация) полные и достоверные сведения о строящемся (реконструируемом) ОТИ необходимые для присвоения предварительной категории.

2. Обеспечить разработку плана обеспечения транспортной безопасности строящегося ОТИ. План обеспечения транспортной безопасности строящегося ОТИ утверждается субъектом транспортной инфраструктуры и направляется в Ространснадзор. Стоит отметить, что на данном этапе субъект транспортной инфраструктуры имеет право привлечь к разработке плана обеспечения транспортной безопасности, строящегося ОТИ специализированную организацию, что поспособствует более качественной разработке документа.

3. Обеспечить защиту строящегося ОТИ от актов незаконного вмешательства путем привлечения, аккредитованного подразделения транспортной безопасности в соответствии с утвержденным ПОТБ строящегося ОТИ.

4. Обеспечить проведение специализированной организацией проектных изысканий на проектирование (модернизацию) инженерно-технических средств охраны (ИТСО) с учетом разработанного плана обеспечения транспортной безопасности, строящегося ОТИ с целью приведения объекта в соответствие Требованиям законодательства с учетом присвоенной категории.

5. Организовать строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по оснащению строящегося объекта транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО).

6. Обеспечить работоспособность и своевременное техническое обслуживание ИТСО на всем периоде их эксплуатации.

Руководящие документы

Основные нормативно правовые акты (законы) регулирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ и ТС приведены в разделе сайта «Законодательство», подраздел «Транспортная безопасность объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ)».

Вверх