Требования транспортной безопасности для не подлежащих категорированию объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта

27 апреля 2021
Компания РосБезопасность - специализированная организация, аккредитованная в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация) и располагающая штатом квалифицированных сотрудников, которые могут качественно и быстро оказать услуги по разработке и согласованию в Росавиации различных документов в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности для объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) воздушного транспорта не подлежащих категорированию.
Заказать услугу по разработке документации в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности не категорируемых ОТИ воздушного транспорта с последующим утверждением (согласованием) в компетентном органе (Росавиация) Вы можете у нас на сайте.
Данную услугу компания РосБезопасность оказывает во всех субъектах РФ, в том числе для не подлежащих категорированию объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, расположенных на территории Москвы и Московской области.

Требования для ОТИ воздушного транспорта не подлежащих категорированию

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.11.2021 № 2090 (далее – Требования). Стоит отметить, что данный нормативно правовой акт отменяет ранее действовавшее постановление Правительства РФ от 05.10.2020 № 1603.
Требования применяется в отношении объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, определенных в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» как ОТИ не подлежащие категорированию и расположенных на территории Российской Федерации.
Требования является обязательными для исполнения:

  • субъектами транспортной инфраструктуры, осуществляющими эксплуатацию не подлежащих категорированию объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, которые расположены на территории РФ;

Объекты транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащие категорированию в отношении, которых применяются Требования постановления Правительства РФ от 29.11.2021 № 2090

  • Аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью 20 человек и менее;
  • Вертодромы, предназначенные полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов;
  • Посадочные площадки, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
  • Наземные объекты средств и систем наблюдения, радионавигации, посадки и авиационной электросвязи единой системы организации воздушного движения, находящиеся вне аэропортов и аэродромов (в т.ч. трассовые радиолокационные комплексы, обзорные радиолокаторы трассовые, аэродромные радиолокационные комплексы, обзорные радиолокаторы аэродромные, вторичные радиолокаторы, передающие радиоцентры, приемные радиоцентры, автоматизированные приемо-передающие центры);
  • Здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств воздушного транспорта, находящиеся на объектах транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, но не отнесенные к указанным объектам либо расположенные на земельных участках на расстоянии менее 200 м от границ объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта;

Стоит отметить, что Требованиями ПП РФ 2090 установлено дополнительное условие, от которого зависит объем мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на том или ином ОТИ воздушного транспорта. В даненом НПА учитывается отнесение ОТИ воздушного транспорта к технически сложным и/или особо опасным объектам инфраструктуры.

В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ:
Аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
Вертодром - это участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов;
Посадочная площадка - это участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
Аэропорт - это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование;
Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры воздушного транспорта - являются взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.

Структура Требований по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности не категорируемых ОТИ воздушного транспорта

Требования по обеспечению транспортной безопасности (ТБ) и антитеррористической защищенности (АТЗ) для не подлежащих категорированию ОТИ воздушного транспорта устанавливают общие требования (при действующем уровне безопасности № 1), направленные на обеспечение ТБ и АТЗ не категорируемых ОТИ воздушного транспорта, а также дополнительные требования при введении уровня безопасности № 2 и № 3.
Кроме того, требования условно подразделяются на три категории, которые в свою очередь применяются в отношении:

  • аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью менее чем 20 человек, вертодромы, посадочные площадки в состав которых входят особо опасные и/или технически сложные объекты инфраструктуры, а также здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств воздушного транспорта, расположенные на земельных участках на расстоянии менее 200 метров от границ объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта;
  • аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью менее чем 20 человек, вертодромы, посадочные площадки в состав которых не входят особо опасные и/или технически сложные объекты инфраструктуры, а также здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств воздушного транспорта, находящиеся на объектах транспортной инфраструктуры, не отнесенных к особо опасным и/или технически сложным объектам инфраструктуры воздушного транспорта;
  • наземные объекты средств и систем наблюдения, радионавигации, посадки и авиационной электросвязи единой системы организации воздушного движения;

Также стоит отметить, что при введении уровня безопасности № 3 на не подлежащем категорированию объекте транспортной инфраструктуры воздушного транспорта – субъект транспортной инфраструктуры обязан на основании решения ответственного за ОТБ в СТИ (на ОТИ) прекратить функционирование объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта и ограничить доступ к нему.
Приложением к требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающим уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2021 №2090 является типовая форма паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащего категорированию.

ВАЖНО

Привлекая для разработки документов в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта не подлежащих категорированию специализированную организацию необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 8, ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» - сведения, содержащиеся в документах, являются информацией ограниченного доступа работа с которой осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Данные документы имеют пометку «Для служебного пользования». В отдельных случаях им может быть присвоен гриф секретности. Обязанность по защите и обеспечению сохранности этих сведений возлагается на субъект транспортной инфраструктуры.
Привлекая специализированную организацию удостоверьтесь в ее возможности обеспечить защиту информации, а именно в наличии у нее действующего свидетельства об аккредитации на право проведения оценки уязвимости ОТИ (ТС), выданного Росавиацией, а также в наличии действующей Лицензии ФСБ на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Руководящие документы

Основные нормативно правовые акты (законы) регулирующие вопросы разработки и утверждения (согласования) документов в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта не подлежащих категорированию приведены в разделе сайта «Законодательство», подраздел «Транспортная безопасность объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ)».

Ответственность за отсутствие документов в области обеспечения транспортной безопасности и АТЗ не подлежащего категорированию ОТИ воздушного транспорта

В соответствии с действующим законодательством разработка документов в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта не подлежащих категорированию является обязательной мерой, за невыполнение которой предусмотрена ответственность КоАП РФ, а в отдельных случаях УК РФ.
КоАП РФ «Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния - влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 руб. до 5 000 руб.;
  • на должностных лиц от 20 000 руб. до 30 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц от 50 000 руб. до 100 000 руб.;

Повторное совершение административного правонарушения - влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.;
  • на должностных лиц от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей от 50 000 руб. до 70 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц от 100 000 руб. до 200 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

Действие (бездействие), совершенное умышленно - влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб.;
  • на должностных лиц от 50 000 руб. до 100 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей от 100 000 руб. до 150 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц от 200 000 руб. до 500 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

УК РФ «Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».

Вверх