В настоящее время законодательство в области антитеррористической защищенности широко развито. Основной закон в этой цепочке - Федеральный закон №35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму». Данный закон устанавливает обязательность для всех организаций независимо от вида деятельности и формы собственности проводить мероприятия по повышению антитеррористической защищенности объектов и территорий. Одно из таких мероприятий является разработка Паспорта безопасности места массового пребывания людей (Паспорта безопасности объекта с массовым пребыванием людей).
Требования к форме, структуре и содержанию данных документов устанавливаются другими нормативно правовыми актами в зависимости от профиля деятельности организации. Образцы форм Паспорта безопасности объекта (Паспорта антитеррористической защищенности объекта) представлены в данных нормативно – правовых актах. Так или иначе данные законы дублируют и дополняют друг друга. Формы Паспортов безопасности для тех или иных объектов имеют большое сходство и их можно назвать типовыми.
Типовой Паспорт безопасности объекта (Паспорт антитеррористической защищенности объекта и территории) содержит основную информацию об объекте и месте его размещения. Эти параметры используются практически во всех формах и одинаковы практически для всех объектов паспортизации. Но в тоже время имеются существенные отличия в структуре и содержании данных документов. В первую очередь это обусловлено спецификой деятельности той или иной организации.
Отличия рассмотрим на двух примерах. Первый объект - (место) массового пребывания людей, второй - объект связи. В случае с первым объектом необходимость наличия, а также структура, форма и содержание Паспорта безопасности места массового пребывания людей (Паспорта безопасности объекта с массовым пребыванием людей) устанавливается Постановлением Правительства РФ № 272 от 25.03.2015 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
Во втором случае Паспорт безопасности объекта связи разрабатывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.10.2014 № 1130 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)».
Перед началом разработки, как в первом, так и во втором случае, объект подлежит процедуре категорирования. Существенное отличие для данной процедуры в первом случае заключается в том что основной и единственный параметр учитываемый при отнесении объекта к той или иной категории - это возможное количество одновременно пребывающих на объекте людей. Это количество устанавливается визуальным методом в результате обследования межведомственной комиссией.
Во втором случае категорирование будет зависеть от величины возможного социально-экономического ущерба полученного в результате совершения того или иного акта незаконного вмешательства. Здесь все немного сложнее:
Таким образом, на примере выполнения работ необходимых к проведению на стадии подготовки к разработке Паспорта безопасности объекта мы можем наблюдать существенные отличия в структуре, форме и содержании данной документации.
Несомненно все формы Паспортов безопасности (Паспорт антитеррористической защищенности) имеют существенное сходство, но наряду с этим и существенные отличия. Также имеют отличия и документы разрабатываемые по одному и тому же постановлению для различных объектов.
На первый взгляд принципиальное отличие слабо ощущается, но при детальном анализе можно разобраться и убедиться в том что каждый документ по своему уникален и учитывает особенности каждого объекта индивидуально.