Паспорт безопасности места массового пребывания людей

Антитеррористическая защищенность мест, в которых предусматривает массовое нахождение граждан, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ № 272 от 25.03.2015 г. перечень подобных мест должен быть определен нормативными актами субъектов. Для объектов с большим количеством людей должен быть разработан паспорт безопасности.

Паспорт безопасности объекта массового пребывания людей по постановлению 272 от 25.03.2015 года

Как правильно называется документ?

Он имеет различные названия, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами и методическими рекомендациями. Например: паспорт безопасности объекта, паспорт антитеррористической защищенности объекта, антитеррористический паспорт, ПАЗ, паспорта антитеррора, паспорт безопасности антитеррористической защищенности, паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, паспорт безопасности мест массового пребывания людей (ММПЛ), паспорт безопасности места массового пребывания людей и др. Но фактически названия документа не меняют его суть и функциональное назначение.

Для чего нужен паспорт безопасности?

Паспорт безопасности объекта

Паспорт антитеррористической защищенности представляет собой документ, содержащий сведения о территории, помещения места скопления граждан, в котором должно быть указано о степени защищенности объекта, мероприятиях, осуществляемых с этой целью. К местам массового пребывания относятся объекты, где возможно одновременное нахождение 50 и более людей. Постановление № 272 подразделяет их в зависимости от последствий от совершенного теракта на 3 группы:

  • 1 категория – более 1000 граждан;
  • 2 категория – 200-1000 человек;
  • 3 категория – от 50 до 200 человек.

Кому нужно разрабатываться паспорт безопасности?

  • административные здания;
  • учреждения здравоохранения, такие как больницы и поликлиники;
  • учреждения социальной защиты населения;
  • учреждения социального обслуживания населения, ярмарки, рынки, базары;
  • спортивные сооружения, физкультурные объекты, стадионы;
  • санатории, пансионаты, отели, гостиницы, хостелы, дома отдыха и пр. средства коллективного размещения людей;
  • кинотеатры, киноконцертные залы, музеи, клубы, театры;
  • офисные центры, бизнес-центры;
  • предприятия общественного питания, кафе, рестораны, и др.

Перед оформлением паспорта необходимо провести категорирование объектов. Оно осуществляется специально созданной комиссией, в состав которой входят глава муниципального образования, собственник помещения, представители ФСБ, МВД, Нацгвардии, МЧС. Комиссия должна не позже 40 дней с момента начала работы подготовить акт обследования и категорирования объекта.
Если у организации имеется паспорт, утвержденный до вступления в силу постановления № 272, то следует руководствоваться ст. 19 данного постановления. В документ нужно вносить изменения с учетом того, что актуализация документа производится 1 раз в 3 года или по требованию проверяющих органов. Категорирование и обследование объектов указанных в данном законе будет проводиться по инициативе комиссии, которая создается в каждом муниципальном образовании или на основании запроса организации.

Зачем нужно разрабатывать паспорт безопасности?

Согласно действующего законодательства ответственный за разработку паспорта антитеррористической защищенности является собственник объекта, правообладатель. В постановлении № 272 указано, что на всех объектах массового пребывания людей должен быть данный документ. Паспорт необходим службам безопасности для оперативного реагирования в случае теракта.

В случае отсутствия паспорта руководитель объекта может быть привлечен к административной ответственности по статье 20.35 КоАП.

Порядок разработки паспорта

В течение 30 дней с момента получения акта категорирования, руководитель места массового нахождения граждан должен разработать Паспорт безопасности объекта.

Документ должен согласовываться с:

  • администрацией муниципального образования;
  • МВД;
  • МЧС;
  • ФСБ;
  • Нацгвардией.

Еще 30 дней дается на согласование паспорта.

В акте обследования и категорирования содержится информация, предназначенная для служебного пользования. При необходимости ей присваивается гриф секретности, и тогда доступ к документу будут иметь только специализированные организации, у которых есть соответствующая аккредитация и лицензия ФСБ для работы с гос. тайной.

Экземпляры паспортов антитеррористической защищенности объекта оформляются в нескольких экземплярах (от 2-х до 5-ти в зависимости от постановления по которому он изготовлен), хранятся в администрации населенного пункта и в органах, согласовывающих его. Правообладатель также должен иметь в учреждении документ. Но если он не может обеспечить сохранность паспорта антитеррористической защищенности, то в некоторых случаях допускается сдать документ на хранение в орган исполнительной власти муниципального образования на территории которого находится организация.

Структура паспорта утверждается постановлением 272. Она включает в себя титульный лист, на котором проставляется согласование, указывается наименование предприятия и место его расположения, а также следующие разделы:

  • сведения о потенциально опасных объектах, которые находятся на территории места массового скопления граждан;
  • наличие рядом расположены транспортных коммуникаций с указанием расстояния до них;
  • информация о работниках и арендаторах;
  • данные об опасных участках;
  • оценка социальных и экономических последствий в случае совершения теракта;
  • силы и средства, которые будут привлечены для защиты объекта;
  • оценка достаточности мероприятий;
  • выводы.

К паспорту прикладывается:

  • акт обследования;
  • план/схема охраны;
  • поэтажный план здания;
  • схема коммуникаций;
  • инструкция по эвакуации;
  • ситуационный план;
  • лист корректировок.

Раз в 3 года паспорт безопасности должен быть актуализирован. Корректировка информации производится во всех его экземплярах. Новый документ также согласовывается в МЧС, ФСБ, Нацгвардии, администрации, МВД.
Паспорт безопасности могут запросить в ходе плановой или внеплановой проверки уполномоченными органами. В случае его отсутствия или ненадлежащего оформления, руководитель организации должен будет внести соответствующие изменения или разработать новый документ.

Ответственность и штрафы

Статья 20.35 КоАП влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет;
  • на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

За разработкой паспорта безопасности вы можете обратиться в нашу специализированную компанию. Мы организуем проведение процедуры обследования и категорирования объекта, а также внесем обновленные данные в документ и проведем его актуализацию.

Вверх