Антитеррористическая защищенность мест, в которых предусматривает массовое нахождение граждан, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ № 272 от 25.03.2015 г. перечень подобных мест должен быть определен нормативными актами субъектов. Для объектов с большим количеством людей должен быть разработан паспорт безопасности.
Он имеет различные названия, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами и методическими рекомендациями. Например: паспорт безопасности объекта, паспорт антитеррористической защищенности объекта, антитеррористический паспорт, ПАЗ, паспорта антитеррора, паспорт безопасности антитеррористической защищенности, паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, паспорт безопасности мест массового пребывания людей (ММПЛ), паспорт безопасности места массового пребывания людей и др. Но фактически названия документа не меняют его суть и функциональное назначение.
Паспорт антитеррористической защищенности представляет собой документ, содержащий сведения о территории, помещения места скопления граждан, в котором должно быть указано о степени защищенности объекта, мероприятиях, осуществляемых с этой целью. К местам массового пребывания относятся объекты, где возможно одновременное нахождение 50 и более людей. Постановление № 272 подразделяет их в зависимости от последствий от совершенного теракта на 3 группы:
Перед оформлением паспорта необходимо провести категорирование объектов. Оно осуществляется специально созданной комиссией, в состав которой входят глава муниципального образования, собственник помещения, представители ФСБ, МВД, Нацгвардии, МЧС. Комиссия должна не позже 40 дней с момента начала работы подготовить акт обследования и категорирования объекта.
Если у организации имеется паспорт, утвержденный до вступления в силу постановления № 272, то следует руководствоваться ст. 19 данного постановления. В документ нужно вносить изменения с учетом того, что актуализация документа производится 1 раз в 3 года или по требованию проверяющих органов. Категорирование и обследование объектов указанных в данном законе будет проводиться по инициативе комиссии, которая создается в каждом муниципальном образовании или на основании запроса организации.
Согласно действующего законодательства ответственный за разработку паспорта антитеррористической защищенности является собственник объекта, правообладатель. В постановлении № 272 указано, что на всех объектах массового пребывания людей должен быть данный документ. Паспорт необходим службам безопасности для оперативного реагирования в случае теракта.
В случае отсутствия паспорта руководитель объекта может быть привлечен к административной ответственности по статье 20.35 КоАП.
В течение 30 дней с момента получения акта категорирования, руководитель места массового нахождения граждан должен разработать Паспорт безопасности объекта.
Документ должен согласовываться с:
Еще 30 дней дается на согласование паспорта.
В акте обследования и категорирования содержится информация, предназначенная для служебного пользования. При необходимости ей присваивается гриф секретности, и тогда доступ к документу будут иметь только специализированные организации, у которых есть соответствующая аккредитация и лицензия ФСБ для работы с гос. тайной.
Экземпляры паспортов антитеррористической защищенности объекта оформляются в нескольких экземплярах (от 2-х до 5-ти в зависимости от постановления по которому он изготовлен), хранятся в администрации населенного пункта и в органах, согласовывающих его. Правообладатель также должен иметь в учреждении документ. Но если он не может обеспечить сохранность паспорта антитеррористической защищенности, то в некоторых случаях допускается сдать документ на хранение в орган исполнительной власти муниципального образования на территории которого находится организация.
Структура паспорта утверждается постановлением 272. Она включает в себя титульный лист, на котором проставляется согласование, указывается наименование предприятия и место его расположения, а также следующие разделы:
К паспорту прикладывается:
Раз в 3 года паспорт безопасности должен быть актуализирован. Корректировка информации производится во всех его экземплярах. Новый документ также согласовывается в МЧС, ФСБ, Нацгвардии, администрации, МВД.
Паспорт безопасности могут запросить в ходе плановой или внеплановой проверки уполномоченными органами. В случае его отсутствия или ненадлежащего оформления, руководитель организации должен будет внести соответствующие изменения или разработать новый документ.
Статья 20.35 КоАП влечет наложение административного штрафа:
За разработкой паспорта безопасности вы можете обратиться в нашу специализированную компанию. Мы организуем проведение процедуры обследования и категорирования объекта, а также внесем обновленные данные в документ и проведем его актуализацию.