Категорирование объекта связи

Компания РосБезопасность - специализированная организация, располагающая штатом квалифицированных сотрудников и всеми необходимыми разрешительными документами, которые дают право нашим экспертам принимать участие в обследовании и категорировании объектов Минцифры, Роскомнадзора и организаций находящихся в их ведении и относящихся к их сфере деятельности (в т.ч. объекты почтовой связи, объекты электросвязи, сооружения связи, сети связи, почтамты, узлы связи и т.п.) по степени антитеррористической защищенности.
Заказать услугу категорирования объекта связи по антитеррористической защищенности Вы можете у нас на сайте.
Данную услугу компания РосБезопасность оказывает для объектов связи, расположенных на территории Москвы и Московской области, в отдельных случаях для объектов, расположенных на территории других субъектов РФ.

Категорирование объекта связи

Категорирование объекта связи по антитеррористической защищенности (АТЗ) – это процедура отнесения объекта связи (узел связи, почтамт, сооружение связи, центр обработки данных, узел подвижной радиотелефонной связи и телеграфной связи и пр.) к определенной категории с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта связи, учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта (ТА).
Категория объекта связи – это условный индекс, характеризующий объект связи (узел связи, почтамт, сооружение связи, центр обработки данных, узел подвижной радиотелефонной связи и телеграфной связи и пр.) по степени его потенциальной опасности при возникновении на нем чрезвычайной ситуации в результате совершения ТА с учетом важности объекта связи для обеспечения интересов общества и безопасности государства.
В зависимости от присвоенной сооружению связи категории определяется система мер направленных на предотвращение совершения ТА и/или минимизацию его последствий. Чем выше категория, тем более «масштабные» требования предъявляются к обеспечению уровня его антитеррористической защищенности.
В соответствии с п. 9 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, а также подведомственных и относящихся к их сфере деятельности организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2023 № 944 (далее – Требования) для участия в категорировании объекта связи по антитеррористической защищенности правообладатель имеет право привлечь специализированную организацию.

Категории объектов связи

В соответствии с п. 13 Требований в отношении объектов связи установлено 4 категории по антитеррористической защищенности:
Первая категория:

  • административные здания, занимаемые центральным аппаратом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • узлы связи в составе наземных станций сопряжения сети подвижной спутниковой радиосвязи;
  • узлы управления космической связью;
  • международные транзитные узлы телеграфной связи;
  • центры обработки данных, обеспечивающие обработку и хранение данных государственных информационных систем класса К1;
  • объект, в котором размещается Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования;
  • объекты связи, осуществляющие (обеспечивающие) эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации и имеющие в своем составе центры формирования мультиплексов;
  • объекты средств массовой информации, осуществляющие (обеспечивающие) вещание общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации;
  • узлы подвижной радиотелефонной связи, не обеспеченные георезервированием, совершение террористического акта в отношении которых может привести к приостановке оказания услуг связи более 10 млн. абонентов и пользователей услугами связи;
  • иные объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек;

Вторая категория:

  • административные здания, занимаемые организациями, подведомственными или относящимися к сфере деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также территориальными органами и подведомственными или относящимися к сфере деятельности организациями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, за исключением административных зданий, в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 200 человек;
  • объекты (территории) образовательных учреждений (в том числе их филиалов и обособленных структурных подразделений), находящиеся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  • международные и междугородние узлы связи, не обеспеченные георезервированием;
  • узлы сети передачи данных органов власти, являющейся элементом инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в целях осуществления государственных функций;
  • междугородние узлы телеграфной связи;
  • центры обработки данных, обеспечивающие обработку и хранение данных государственных информационных систем класса К2;
  • объекты связи, осуществляющие (обеспечивающие) эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов на территории одного субъекта Российской Федерации и имеющие в своем составе центры формирования мультиплексов;
  • объекты средств массовой информации, осуществляющие (обеспечивающие) вещание общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов на территории одного субъекта Российской Федерации;
  • станции технического и спутникового радиоконтроля;
  • узлы подвижной радиотелефонной связи, не обеспеченные георезервированием, совершение террористического акта в отношении которых может привести к приостановке оказания услуг связи более 5 млн. абонентов и пользователей услугами связи;
  • иные объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 200 до 1000 человек;

Третья категория:

  • узлы связи сети фиксированной зоновой связи, не обеспеченные георезервированием;
  • узлы связи сети подвижной радиосвязи;
  • узлы подвижной радиотелефонной связи, не обеспеченные георезервированием, совершение террористического акта в отношении которых может привести к приостановке оказания услуг связи более 1 млн. абонентов и пользователей услугами связи;
  • узлы связи сети местной телефонной связи, не обеспеченные георезервированием, совершение террористического акта в отношении которых может привести к приостановке оказания услуг связи более 15000 абонентов;
  • зоновые узлы телеграфной связи;
  • центры обработки данных, обеспечивающие обработку и хранение данных государственных информационных систем класса К3;
  • опорные усилительные станции проводного вещания;
  • объекты связи, осуществляющие (обеспечивающие) эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов на территорию с охватом населения свыше 250 тыс. человек, не вошедшие в 1 и 2 категории объектов (территорий);
  • объекты средств массовой информации, обеспечивающие подготовку материалов для вещания общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов с территории одного района субъекта Российской Федерации, кроме объектов, на которых одновременно находится менее 10 человек;
  • объекты, на которых хранится и размещается специальная автомобильная техника, обеспечивающая вещание и трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов;
  • иные объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 200 человек;

Четвертая категория:

  • объекты (территории) в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 5 до 50 человек.

Стоимость категорирования объекта связи

Обращаясь в компанию РосБезопасность – Вы обращаетесь в команду профессионалов, которые отчетливо понимают, что не существует идентичных друг другу сооружений связи и поэтому определение стоимости осуществляется индивидуально.
Основными показателями, которые учитываются при формировании стоимости являются:

  • адрес объекта (территории) связи;
  • площадь зданий (строений, сооружений);
  • площадь территории;
  • сведения о ранее присвоенной категории (при наличии);

В отдельных случаях наши специалисты могут запросить дополнительные уточняющие сведения.

За что Вы платите

  • Сбор и анализ необходимой информации;
  • Взаимодействие с членами комиссии по вопросам организации категорирования;
  • Разработка проекта акта обследования и категорирования объекта связи;
  • Расчет возможного социального ущерба (прогнозируемое количество пострадавших);
  • Расчет возможного материального ущерба (прогнозируемые экономические потери);
  • Непосредственное участие в работе комиссии по категорированию;

Срок работы комиссии по категорированию

В соответствии с п. 8 Требований срок работы МВК устанавливается председателем комиссии (руководителем эксплуатирующей объект связи организации).
При актуализации паспорта безопасности объекта связи работа комиссии должна пройти в течении 60 дней со дня появления оснований предусмотренных п. 42 Требований.

Организация процедуры категорирования объекта связи по антитеррористической защищенности

В соответствии с действующим законодательством обязанность за организацию процедуры категорирования объекта связи, а также за разработку акта обследования и категорирования объекта связи возлагается на руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта связи. Правообладатель объекта связи – юридическое (физическое) лицо, которое владеет сооружением связи на праве собственности или ином законном основании (договор аренды, договор оперативного управления и пр.).
Процедура категорирования проводится в составе межведомственной комиссии. Обязанность по координации работы МВК также возлагается на правообладателя.
Состав МВК:

  • Председатель комиссии (руководитель организации, либо его законный представитель);
  • Иные работники (главный инженер, руководитель по безопасности и режиму и пр.);
  • Представитель территориального органа ФСБ (по согласованию);
  • Представитель территориального органа Росгвардии (по согласованию);
  • Представитель территориального органа МЧС (по согласованию);
  • Эксперт специализированной организации (по решению председателя МВК).

Результатом работы МВК является присвоенная объекту связи одна из 4-х категорий и подписанный всеми учавствующими членами комиссии акт обследования и категорирования.

ВАЖНО

В случае привлечения к работе МВК по категорированию объекта связи (узел связи, почтамт, сооружение связи, центр обработки данных, узел подвижной радиотелефонной связи и телеграфной связи и пр.) экспертов специализированной организации необходимо учесть, что в соответствии с п. 16 Требований – сведения содержащиеся в акте обследования и категорирования, являются служебной информацией ограниченного распространения и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях акт может иметь гриф секретности. Обязанность по защите и обеспечению сохранности этих сведений в соответствии с п. 4 Требований возлагается на руководителя объекта связи.
Привлекая специализированную организацию удостоверьтесь в ее возможности обеспечить защиту информации, а именно в наличии у нее действующих Аттестатов соответствия требованиям защиты информации (ФСТЭК России) на средства вычислительной техники и помещения в которых планируется работа с указанной информацией, а также наличие действующей Лицензии ФСБ на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Руководящие документы

Основные нормативно правовые акты (законы) регулирующие вопросы категорирования объекта связи, в том числе постановление Правительства РФ от 08.06.2023 № 944 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, а также подведомственных и относящихся к их сфере деятельности организаций» приведены в разделе сайта «Законодательство», подраздел «Законодательство по антитеррористической защищенности».

Ответственность за не проведение категорирования объекта связи

В соответствии с действующим законодательством процедура категорирования объектов связи (узел связи, почтамт, сооружение связи, центр обработки данных, узел подвижной радиотелефонной связи и телеграфной связи и пр.), является обязательной мерой, за невыполнение которой предусмотрена ответственность КоАП РФ, а в отдельных случаях УК РФ.
КоАП РФ «Статья 20.35. Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса), включая места массового пребывания людей».
Статья 217.3 УК РФ «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)», предусматривает наказание за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий.

Вверх