В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №1273 от 19.10.2017 года, где даны требования к антитеррористической защищенности торговых объектов, должен быть разработан Паспорт безопасности. Он представляет собой информационно-справочный документ постоянного действия, в котором отражается состояние антитеррористической защищенности и который содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте. Другими словами, документ должен отражать текущее состояние вопросов обеспечения безопасности объекта торговли и давать собственнику рекомендации по совершенствованию уровня антитеррористической защищенности.
Разработка антитеррористического паспорта осуществляется после проведения процедуры обследования и категорирования торгового центра, составления и подписания Акта членами специально созданной комиссии. В течение 30 дней с момента подписания акта обследования и категорирования разрабатывается Паспорт безопасности торгового объекта (территории): торгового центра, комплекса, отдельно стоящего павильона и т. д.
Часто возникает вопрос, кто должен разрабатывать паспорт безопасности объекта торговли? В соответствии с требованиями постановления №1273 обязанность по составлению Паспорта безопасности торгового центра возлагается на правообладателя и на должностное лицо, осуществляющее руководство деятельностью работников торгового объекта. При этом законом предусмотрено, что к работе в комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности торговых объектов (территорий). При изготовлении данного документа должны быть учтены требования членов комиссии по категорированию в соответствии с их компетенцией. Также в требованиях говорится, что члены комиссии должны предоставлять необходимую для включения в паспорт безопасности информацию во время проведения процедуры обследования и категорирования.
После разработки паспорт утверждается правообладателем объекта торговли и в течении 30 дней проходит процедуру согласования с руководителями территориальных подразделений МЧС, Росгвардии и ФСБ.
При этом стоит отметить, что направляется документ в тот или иной компетентный орган также правообладателем торгового объекта. Делать это лучше под сопроводительное письмо, которое составляется в произвольной форме. На практике редко получается согласовать документ в утвержденный законом срок. Как правило паспорт торгового объекта при попадании в госорган находится там до 30 дней в соответствии с требованиями 59 ФЗ о порядке рассмотрения обращений граждан. Таким образом в 3 инстанциях Ваш документ может проходить процедуру согласования до 90 дней.
Составляется паспорт в 2 экземплярах. После завершения его согласования один экземпляр передается на хранение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, второй хранится на объекте торговли. Также заверенные правообладателем электронные копии документа передаются в территориальные подразделения МЧС, Росгвардии и ФСБ.
Стоит отметить, что Паспорт безопасности торгового объекта по умолчанию является документом ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне. Также допускается, что данному документу может быть присвоен гриф секретности. Принимая во внимание эти особенности, в случае, если Вы привлекаете специализированные организации к вопросам категорирования и разработке паспорта безопасности Вашего объекта, убедитесь, что данная организация соответствует требованиям по защите информации. Документами, подтверждающими такое соответствие, могут быть аттестат соответствия требованиям защиты информации ФСТЭК или лицензия ФСБ.
Если у Вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к специалистам компании РосБезопасность®, соответствующей пункту 16 Постановления 1273 (право осуществлять экспертизу безопасности торговых территорий), 20, 23 (сертифицированные способы защиты и хранения информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне).