Поправки к закону «О противодействии терроризму» (06.03.2006 № 35-ФЗ), касающиеся организационных вопросов, возложили на правительство Российской Федерации разработку требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и мест массового пребывания людей.
Во исполнение данного пункта были утверждены «Требования к антитеррористической защищенности» (13.01.2017 № 8-ПП с изменениями № 357-ПП от 29 марта 2019 года и редакциями 29.06.2017 № 775-ПП, 07.02.2018 г. № 775-ПП), регулирующие превентивную и охранную деятельность в медицинских учреждениях. Сопоставление этих правовых актов и текста «Разъяснений Минздрава для юридических лиц, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность» от 8 августа 2017 года, выявило ряд противоречий, которые могут привести к произвольным трактовкам.
Рассматриваемое правительственное постановление №8 излагает не только требования к документированному процессу оценки, наблюдения и контроля, но и определяет деятельность по материально-техническому обеспечению объектов и распределению человеческих ресурсов. Неточности в разъяснительных документах влияют на правоприменительную практику по части составления паспортов безопасности объектов учреждений здравоохранения, в которых отражается перечень обязательных мероприятий, проводимых на отраслевых объектах.
В комментарии Министерства здравоохранения отмечается, что Комиссия по обследованию и категорированию при установлении минимальной террористической угрозы может вывести тот или иной объект из процедуры категоризации и ограничиться лишь рекомендациями. В качестве примера приводятся сельские аптеки и фельдшерско-акушерские пункты. В то же время пункт 10 правительственного постановления дает исчерпывающий список мероприятий, осуществляемых Комиссией, в котором не упоминается возможность изложения результатов ее работы в рекомендательной форме.
В законе не упоминаются также критерии определения минимальной угрозы. Ориентиром для исключения объекта из обязательной процедуры категорирования могли бы стать параметры наименьшей третьей категории опасности, но постановление формулирует их в количественном прогнозируемом значении: менее 500 пострадавших и менее 50 млн. рублей материального ущерба (пункт 12в).
Таким образом, нет законных оснований для исключения какого-либо медицинского объекта, в том числе и аптеки из процесса присвоения категории и составления паспорта безопасности.
В Министерство здравоохранения был отправлен официальный запрос, касающийся определения объектов, на которые распространяются Требования к антитеррористической защищенности медицинских учреждений. Предполагалось уточнить статус организаций медицинского и фармацевтического профиля, в частности аптек, которые осуществляют свою деятельность в многоквартирных домах.
Ответ Минздрава косвенно подтвердил, что часть вверенных ему объектов не подпадает под действие «Требований к антитеррористической защищенности». В нем, со ссылкой на исчерпывающие формулировки второго пункта Постановления указывается, что защищенность медучреждений, которые занимают часть непрофильных зданий, обеспечивается в общем порядке, установленном для многоквартирных домов.
К сожалению, требования к таким зданиям до сих пор не утверждены (подробнее про Категорирование многоквартирного жилого дома). Терминология, используемая в изложении, создает почву для предположений об освобождении руководителей медучреждений от участия в выполнении мероприятий защиты. В частности, сторонние комментаторы делают вывод о том, что представители аптек и других медицинских организаций могут вовлекаться в качестве ответственного лица только в случае, если они являются собственником помещения. Данная трактовка противоречит тексту Постановления, которое в качестве ответственных лиц рассматривает более широкий круг правообладателей.
Поводом для интерпретаций стала также оговорка в официальном ответе Минздрава о возможных (но не обязательных) исключениях, в случае, если объект, в котором действует медучреждение, не подпадает под действие иных правовых актов по обеспечению антитеррористической защиты.
Обсуждение вопроса об исключении из сферы правового регулирования аптек и других медучреждений, деятельность которых осуществляется в отдельных помещениях многоквартирных домов, основано на толковании общих положений, изложенных в первой главе ПП № 8.
В качестве объекта правового регулирования рассматриваются все организации, деятельность которых осуществляется в сфере медицины и фармацевтики, при этом конкретизирующий перечень расширяется формулировкой "...и иные организации, являющиеся правообладателями".
В третьем пункте той же главы дается перечень исключений. Среди них отмечаются объекты, антитеррористическая защищенность которых обеспечивается иными актами, утвержденными правительством РФ (Пункт 3 в). Контекстный анализ не позволяет трактовать данное предложение в качестве основания для переноса медучреждений в сферу антитеррористической защищенности многоквартирных домов.
Компания РосБезопасность разработает для вашей аптеки антитеррористический Паспорт безопасности "под ключ"! Специалисты компании организуют процедуру обследования и категорирования, а также разработают и согласуют документы в компетентных органах.