Компания РосБезопасность - специализированная организация в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов различного функционального назначения (ОТИ, объекты ТЭК, объекты промышленности и связи и др.), которая совместно с партнерами предлагает комплекс услуг по аудиту объектов на предмет их защищенности от беспилотных летательных аппаратов с целью последующего формирования технического решения по защите от БПЛА.
Заказать аудит объекта и подготовку технического решения по его защите от беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Вы можете у нас на сайте.
Данную услугу компания РосБезопасность оказывает во всех субъектах РФ для объектов различного функционального назначения (объекты транспортной инфраструктуры различных видов транспорта, объекты топливно энергетического комплекса различных отраслей энергетики, объектов промышленности, связи, водоснабжения и водоотведения и пр.), которые эксплуатируются как государственными, так и частными учреждениям (организациям).
В связи с развитием современных технологий все более доступными становятся беспилотные аппараты (БПА). Условно БПА можно разделить на следующие типы:
- беспилотные воздушные аппараты (для данного типа БПА также используются термины - беспилотные воздушные суда (БВС), беспилотные летательные аппараты (БПЛА));
- беспилотные подводные (надводные) аппараты;
- беспилотные транспортные средства наземного применения и пр.
В настоящее время для инфраструктурных объектов экономики России (объекты промышленности, объекты топливно энергетического комплекса и пр.) наибольшую угрозу представляют беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
В соответствии с п. 5,6,7, ст. 32 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ действующее законодательство устанавливает следующие термины связанные с БПЛА (БВС):
Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).
Беспилотная авиационная система - комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов (станцию внешнего пилота и линию управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системы), а также средства осуществления взлета и посадки беспилотных воздушных судов.
Линия управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системы - канал связи между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном, который включает в себя оборудование передачи данных, необходимых для управления полетом беспилотного воздушного судна и контроля за его полетом, и может дополнительно обеспечивать радиосвязь, а также обмен сообщениями между внешним пилотом беспилотной авиационной системы и органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).
Законодательное обоснование защиты объекта от БПЛА
В связи с увеличением угрозы применения БПЛА в отношении различных объектов экономики и жизнеобеспечения населения в действующее законодательство в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности вносятся соответствующие требования, которые обязывают правообладателей таких объектов принимать меры по защите от БПЛА.
В отношении объектов топливно энергетического комплекса (ТЭК) 28 февраля 2024 Правительством РФ на законодательном уровне была введена угроза совершения акта незаконного вмешательства с использованием БПА. Данная угроза была включена в Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.10.2013 № 861 (далее – Перечень). Для субъектов ТЭК это означает, что при проведении обследования и категорирования объектов топливно энергетического комплекса данную угрозу необходимо рассматривать как потенциально возможную. Таким образом в случае, если межведомственная комиссия по категорированию объекта ТЭК принимая во внимание его особенности эксплуатации (функционирования) сочтет угрозу применения БПА реальной – субъект ТЭК должен будет предусмотреть мероприятия по защите объекта ТЭК от данной угрозы. В соответствии с п. 8 Перечня:
«Угроза нападения на объект топливно-энергетического комплекса с использованием (применением) беспилотных воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов – возможность несанкционированного доступа на объект топливно-энергетического комплекса с использованием беспилотных воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов с целью разрушения и (или) повреждения здания, строения, сооружения и иных объектов, входящих в состав объекта топливно-энергетического комплекса, и (или) причинения вреда жизни и здоровью персонала и другим лицам.».
В отношении отдельных категорий объектов транспортной инфраструктуры различных видов транспорта Министерством транспорта РФ совместно с компетентными органами (Росморречфлот, Росавиация, Росжелдор, Росавтодор) также была введена угроза применения БПА. Для субъектов транспортной инфраструктуры это означает, что в случае, если они осуществляют эксплуатацию ОТИ в отношении которого Минтрансом России рекомендуется рассматривать угрозу применения беспилотных аппаратов, то при проведении оценки уязвимости и разработке плана (паспорта) обеспечения транспортной безопасности необходимо рассматривать данный вид угрозы, а также реализовывать мероприятия по защите ОТИ от беспилотных летательных аппаратов.
В отношении объектов промышленности, которым присвоена Средняя или Высокая категория в соответствии с п. 56 и п. 57 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.03.2024 № 258 необходимо также предусматривать комплекс мер направленных на защиту объекта промышленности от БПЛА, а именно:
«оснащение объекта (территории) промышленности (в зависимости от особенностей объекта (территории) промышленности) и (или) его потенциально опасных участков и (или) критических элементов средствами обнаружения (визуальными и акустическими), пассивной защиты (сетчатые ограждения, экраны, навесы, габионы), радиоэлектронной борьбы (средствами подавления или преобразования электромагнитных излучений и сигналов дистанционного управления) с беспилотными воздушными, подводными и надводными судами и аппаратами, беспилотными транспортными средствами и иными автоматизированными беспилотными комплексами.».
Стоит отметить, что в отношении иных объектов (территорий) (объекты связи, водоснабжения и водоотведения, а также производственные объекты, не относящиеся к ведению и/или сфере деятельности Минпромторга и т.п.) к которым применяются обязательные требования к их антитеррористической защите в ходе работы межведомственной комиссии по их обследованию и категорированию, также могут быть предложены мероприятия по их защите от БПЛА.
Аудит объекта на предмет его защиты от БПЛА
Целью аудита (обследования) объекта на предмет его защиты от беспилотных летательных аппаратов является формирование технического решения по оборудованию (оснащению) объекта средствами защиты от БПЛА с учетом имеющихся особенностей функционирования (эксплуатации) данного объекта.
Аудит объекта для последующего формирования конкретных предложений по защите от БПЛА состоит из следующих этапов:
1-й этап (обследование объекта):
- ознакомлении с имеющимися документами в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности – акт обследования и категорирования объекта (территории), паспорт безопасности объекта (территории), акт категорирования и акт обследования объекта ТЭК, паспорт безопасности объекта ТЭК, оценка уязвимости (дополнительная оценка уязвимости) ОТИ, план (паспорт) обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
- сбор исходных данных о защищаемых объектах: планы БТИ, технические паспорта зданий, планы и фрагменты фасадов и т.д.
- оценка геометрии объекта, прилегающих территорий, рельефа местности.
- определение моделей угроз (определение переченя БПЛА, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства/террористического акта) и оценка возможных рисков.
- обследование потенциально опасных участков (ПОУ) и критических элементов (КЭ) объекта (при наличии паспорта безопасности (оценки уязвимости) – при отсутствии в т.ч. определение ПОУ и КЭ).
- создание векторной электронной карты объекта с нанесением на нее ПОУ (КЭ) и тактике защиты от БПЛА.
- оценка влияния системы анти БПЛА на прилегающую инфраструктуру, разработка тактики снижения вреда.
- 3D-моделирование зон покрытия антенн средств выявления и противодействия использованию БПЛА (для выполнения данного вида работ необходимо проводить аэрофотосъемку объекта).
- подготовка предложений по пассивной инженерной защите от БПЛА (сетчатые ограждения, экраны, навесы, габионы и т.д.) и/или активной защите (радиоэлектронной борьбы) от БПЛА (технические средства защиты от БПЛА и программное обеспечение, в т.ч. средства подавления или преобразования электромагнитных излучений и сигналов дистанционного управления).
- подготовка технического задания для последующей разработки проектно-сметной документации.
2-й этап (проектирование):
- разработка проектно-сметной документации со спецификацией оборудования.
3-й этап (внедрение и обучение):
- поставка оборудования, монтаж и пусконаладка системы анти БПЛА.
- приемка системы в эксплуатацию с выполнением полетов на БПЛА с составлением итогового протокола (опционально).
- тестирование установленной системы на проникновение БПЛА (опционально).
- оценка правильности выбора тактики защиты, работоспособности оборудования, действий и квалификации персонала.
- обучение сотрудников с присвоением квалификации «Специалист по защите объектов от угроз, связанных с применением БПЛА» и выдачей удостоверения установленного образца.
- разработка SOP – Standart Operating Procedures (Стандартные Операционные Процедуры) – набор пошаговых инструкций для однотипного выполнения последовательности требуемых действий.
Стоимость
Стоимость оказания услуг по проведению аудита объекта и формированию технических решений по его защите от БПЛА определяется индивидуально в зависимости от типа (вида) объекта, территориального расположения, размера и иных факторов.
Срок проведения аудита по защите от БПЛА
Срок проведения аудита определяется индивидуально в зависимости от типа (вида) объекта, территориального расположения, размера и иных факторов.
ВАЖНО
При проведении аудита на предмет защиты объекта от БПА необходимо учитывать, что в ходе аудита осуществляется ознакомление с документацией в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, которая содержит сведения, являющиеся служебной информацией ограниченного распространения, и подлежащие защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях документация может иметь гриф секретности.
Ответственность за невыполнение Требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности
В соответствии с действующим законодательством выполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ (ТС) является обязательной мерой, за невыполнение которой предусмотрена ответственность КоАП РФ и УК РФ.
КоАП РФ «Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».
УК РФ «Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».
В соответствии с действующим законодательством выполнение Требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) является обязательной мерой, за невыполнение которой предусмотрена ответственность КоАП РФ и УК РФ.
КоАП РФ «Статья 20.35. Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса), включая места массового пребывания людей».
Статья 217.3 УК РФ «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса), мест массового пребывания людей», предусматривающая наказание за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий, в настоящее время находится на рассмотрении.
В соответствии с действующим законодательством выполнение Требований по безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно энергетического комплекса является обязательной мерой, за невыполнение которой предусмотрена ответственность КоАП РФ и УК РФ.
КоАП РФ «Статья 20.30. Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».
УК РФ «Статья 217.1. Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».