Постановление Правительства РФ от 05 апреля 2017 г. № 410

РосБезопасность
07 апреля 2017

«Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов».

06.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован текст постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего требования к безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий) метрополитенов обязательные для исполнения собственниками данных объектов или прочими субъектами, использующими их на законном основании.

Основополагающим законом к данному подзаконному акту является Федеральный закон от 09.02.2007 № 16 «О транспортной безопасности» (далее – ФЗ ТБ).

В качестве компетентного органа для данных объектов выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Под объектами метрополитена понимается входящие в его состав станции, тоннели, электродепо, включая парковые и деповские пути, электроподстанции, пункты управления движением используемые для перевозки пассажиров или обеспечение таких перевозок.

Категории объектам метрополитена присваиваются в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ ТБ, критерии отнесения к той или иной категории определены Приказом Минтранса РФ от 21 февраля 2011 г. № 62 в зависимости от количественных показателей статистических данных, а также возможного социально-экономического ущерба. Всего установлено 4 категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Перечень уровней безопасности и порядок их объявления определен ч. 2, ст. 7 ФЗ ТБ. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 940 определяет 3 уровня безопасности ОТИ и ТС, при этом уровень безопасности № 1 действует постоянно до объявления другого уровня.

Определены обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в зависимости от присвоенной категории и уровня безопасности. Ниже мы пробежимся по основным из них, в основном имеющих определенный срок исполнения.

Оценка уязвимости объектов метрополитена осуществляется специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности за счет субъекта транспортной инфраструктуры в течении 3-х месяцев с момента размещения на официальном сайте компетентного органа сведений о присвоенной объекту метрополитена категории и включения его в реестр ОТИ и ТС.

Дополнительная оценка уязвимости проводится при изменении положений документа регламентирующего меры по защите объекта, а также при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта, приводящих к изменению ранее присвоенной категории или изменению ранее утвержденного плана объекта метрополитена. Срок проведения дополнительной оценки уязвимости и ее утверждения не должен превышать 3-х месяцев со дня внесения указанных изменений.

План объекта метрополитена разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости в течении 3-х месяцев со дня ее утверждения разрабатывается и представляется на утверждение в компетентный орган предварительно согласовав его с уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ. Реализация плана определена в срок не позднее чем 2 года для объектов метрополитена I и II категории и не позднее одного года для объектов III и IV категории.

При проведении дополнительной оценки уязвимости необходимо внести соответствующие изменения в план объекта метрополитена и представить их на утверждение в компетентный орган не позднее 3-х месяцев с даты утверждения результатов дополнительной оценки.

В течении одного месяца со дня утверждения оценки уязвимости необходимо утвердить организационно распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению ТБ объекта метрополитена. Перечень данных документов также определен. Копии вышеуказанных документов будут являться приложением к плану объекта метрополитена. В случае изменения организационно-распорядительных документов необходимо в течении 3-х дней представить соответствующие изменения в план объекта метрополитена в компетентный орган.

В целях оценки эффективности и полноты реализации планов обеспечения транспортной безопасности не реже одного раза в года для объектов метрополитена I и II категории и не реже одного раза в 2 года для объектов метрополитена III и IV категории необходимо проводить учения и тренировки как самостоятельно, так и с привлечением ФОИВ в соответствии с их компетенцией.  

В случае возникновения или угрозы возникновения незаконного вмешательства необходимо незамедлительно информировать компетентный орган, ФСБ и МВД.

Также в данном постановлении раскрываются требования по техническому оснащению объектов метрополитена, данный вопрос весьма индивидуален, поэтому подробнее останавливаться на нем не будем. Стоит лишь отметить, что вне зависимости от категории и уровня безопасности необходимо выделить, оборудовать, и оснастить в соответствии с требованиями пункты управления обеспечения транспортной безопасности, а также обеспечить их круглосуточное непрерывное функционирование; обеспечить видеонаблюдение аудио- и видеозаписью.

Приложением к требованиям по обеспечению транспортной безопасности , в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов установлены правила допуска на объект метрополитена. Данные правила достаточно подробно описывают как, кому, кем и на какой срок выдаются постоянные и разовые пропуска, какую информацию они должны содержать, а также порядок доступа на объект метрополитена пожарно-спасательных расчетов, АСФ, бригад СМП и пр.

Вверх