В октябре 2017 года вышло постановление 1273 Правительства РФ, которым были утверждены Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов и образец формы паспорта безопасности для них. Данный подзаконный акт долго разрабатывался по причине отсутствия формы реестра ведения торговых объектов.
Подготовкой формы реестра торговых объектов занималось Министерство промышленности и торговли РФ.
После выхода Приказа Минпромторга от 15 января 2018 г. № 78 в субъектах началось активное формирование данных перечней. Согласно требований в данные перечни должны попасть все объекты торговли, за исключением объектов на которые распространяется действие иных требований по антитеррористической защищенности утвержденных Правительством России и за исключением торговых объектов, которые коллегиальным решением компетентных органов субъекта РФ не включены в реестр.
Другими словами, требования данного акта распространяются не на все объекты торговли и как следствие мероприятия, направленные на разработку и согласование паспорта безопасности торгового объекта необходимо проводить не в отношении любого торгового предприятия, а лишь по отношению к тем, которые были включены в перечень торговых объектов.
После попадания торгового объекта в реестр у правообладателя появляется основание для проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.
Данные мероприятия представляют собой комплекс мер, который состоит из организации обследования и категорирования торгового объекта, разработки паспорта безопасности торгового объекта, реализации инженерно-технических и организационных мероприятий в соответствии с присвоенной категорией.
Для начала разберем что же является торговым объектом и почему данный вопрос курирует Министерство промышленности и торговли РФ.
Согласно п. 1 положения о Минпромторге России, утвержденному постановлением Правительства РФ № 438 данный федеральный орган осуществляет свои функции в отношении внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Таким образом сфера торговли попадает в зону ответственности данного органа и как следствие текст постановления 1273 был подготовлен специалистами именно этого ведомства.
В соответствии с Федеральным законом № 381 под торговыми объектами могут пониматься как объекты капитального строительства, так и иные строения, и сооружения в которых осуществляется демонстрация и выкладка товаров, а также обслуживание покупателей и расчеты с ними и которые оснащены специальным оборудованием. Другими словами, под объектом торговли может пониматься как отдельностоящее здание – например торговый центр, супермаркет и прочее, так и помещение, которое занимает часть здания – например магазин, занимающий пристройку к многоквартирному жилому дому.
В случае торгового центра необходимо обратить внимание, что на его территории может находиться множество торговых объектов, что в свою очередь не означает их обязанность отдельно иметь у себя паспорт безопасности торгового объекта и осуществлять антитеррористические мероприятия по техническому оснащению своей торговой точки.
В Минпромторге предвидели подобного рода ситуации и в постановлении 1273 установили особый порядок разработки паспорта безопасности для таких случаев, а именно при нахождении в здании, строении или сооружении нескольких торговых точек допускается разработать паспорт безопасности на весь этот объект, однако при этом данную особенность необходимо учесть еще на стадии категорирования торгового объекта.
В случае если уведомление о включении в перечень объектов, подлежащих категорированию, пришло сразу всем правообладателям объектов торговли, расположенных на территории торгового центра им, рекомендуется обратиться в уполномоченный орган субъекта с целью уточнения порядка организации категорирования и разработки паспорта безопасности объекта.
Специалисты компании РосБезопасность имеют огромный опыт поиска оптимальных решений в подобных и иных ситуациях, что позволяет существенно экономить на реализации мер в рамках законодательства.