Вопросы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) регулируются Федеральным законом от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Согласно закона о безопасности объектов ТЭК:
Безопасность объекта топливно-энергетического комплекса (ТЭК) – это состояние защищенности объекта ТЭК от актов незаконного вмешательства.
Антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса (ТЭК) – это состояние защищенности объекта ТЭК, препятствующее совершению на нем террористического акта.
Действующим законодательством определено, что под актом незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность объекта ТЭК понимается любое противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
При этом под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Перечень потенциальных угроз совершения АНВ на объектах ТЭК определяется постановлением Правительства РФ от 02.10.2013 № 861 и состоит из 7 (семи) основных угроз.
Ответственность за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК возложена на субъект ТЭК. Действующим законодательством под субъектом ТЭК понимается физическое и/или юридическое лицо, владеющее на праве собственности или ином законном праве (договор аренды, договор оперативного управления и пр.) объектом топливно-энергетического комплекса.
Для целей ФЗ 256 под объектами ТЭК понимаются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. Стоит отметить, что из числа этих объектов энергетики выделяют линейные объекты ТЭК под которыми, понимается - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенные для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. К объектам ТЭК относятся объекты указанные в Приказе Минэнерго России от 10.02.2012 № 48.
Объект ТЭК может представлять собой комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельные здания (строения и сооружения), части зданий (строений и сооружений) - помещения, а также территории (земельные участки) на которых они располагаются.
Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно энергетического комплекса - это правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов ТЭК. В настоящее время в рамках обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) действует 2 (два) нормативно правовых акта (постановления Правительства РФ), которыми устанавливаются основные Требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, в том числе линейных объектов ТЭК.
При обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК необходимо учитывать отрасль энергетики к которой относится объект ТЭК, особенности его функционирования, особенности производственно-технологических процессов, присвоенную объекту ТЭК категорию опасности.
1. Организовать процедуру категорирования объекта ТЭК по степени потенциальной опасности. Данная процедура должна проводиться межведомственной комиссией (МВК). Категорирование является основополагающим вопросом обеспечения безопасности, т.к. именно по результатам его проведения объекту ТЭК присваивается категория опасности, которая определяет систему мер обязательную к реализации. Чем выше категория опасности, тем более серьезные требования предъявляются к объекту (территории). Стоит отметить, что на данном этапе субъект ТЭК для участия в работе межведомственной комиссии по категорированию имеет право привлечь специализированную организацию, что поспособствует более качественному проведению категорирования. Результатом выполнения данного этапа является подписанный всеми членами межведомственной комиссии акт категорирования объекта ТЭК. Объекту ТЭК может быть присвоена одна из 3-х категорий опасности.
2. Организовать работу межведомственной комиссии по обследованию объекта ТЭК на предмет его соответствия требованиям действующего законодательства. Стоит отметить, что в настоящее время Требования к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК утверждены постановлением Правительства РФ № 458 от 05.05.2012 (ДСП) и для линейных объектов ТЭК постановлением Правительства РФ № 993 от 19.09.2015 (ДСП). Для успешного выполнения данного этапа субъект ТЭК также имеет право привлечь к работе комиссии специализированную организацию. На данном этапе осуществляется изучение принятых на объекте ТЭК мер, направленных на обеспечение его безопасности и оценка их соответствия мерам, определяемым Требованиями законов. Результатом выполнения данного этапа является подписанный всеми членами межведомственной комиссии акт обследования объекта ТЭК.
3. Обеспечить разработку и согласование паспорта безопасности объекта ТЭК. Паспорт безопасности объекта ТЭК должен быть разработан на основании результатов работы межведомственной комиссии, приведенных в акте категорирования и акте обследования и в строгом соответствии с формой, установленной Федеральным законом от 21.07.2011 № 256. Паспорт подписывается всеми членами межведомственной комиссии и по согласованию с антитеррористической комиссией субъекта РФ на территории которого расположен объект ТЭК направляется на согласование председателю антитеррористической комиссии (АТК) субъекта РФ. Результатом выполнения данного этапа является подписанный всеми членами межведомственной комиссии и согласованный с АТК субъекта РФ паспорт безопасности объекта ТЭК.
4. Обеспечить охрану объекта путем привлечения ведомственной (вневедомственной) охраны, частной охранной организации или путем создания собственной службы безопасности (в т.ч. ЧОО). В отдельных случаях охрана объекта ТЭК может осуществляться только подразделениями (организациями) Росгвардии. Перечень объектов ТЭК подлежащих обязательной охране Росгвардии приведен в Распоряжении Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р. Кроме того, ряд ограничений по охране объектов ТЭК устанавливается иными нормативно-правовыми актами РФ. В соответствии с Приложением 1 постановления Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 не допускается привлекать частные охранные организации к охране некоторых объектов электроэнергетики и гидротехнических сооружений.
5. На основании результатов категорирования объекта топливно-энергетического комплекса обеспечить силами специализированной организации разработку технического задания на проектирование (модернизацию) инженерно-технических средств охраны. Задание на проектирование ИТСО подготавливается в случае, если меры в части ИТСО реализуемые на объекте ТЭК не в полной мере отвечают Требованиям НПА с учетом категории опасности. Техническое задание разрабатывается по установленной Министерством энергетики России форме.
6. Путем привлечения специализированной организации обеспечить (на основании задания на проектирование ИТСО) подготовку проектной документации на оснащение (дооснащение, модернизацию) объекта ТЭК инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО) с целью приведения объекта ТЭК в соответствие Требованиям законодательства с учетом присвоенной категории.
7. Организовать строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по оснащению объекта ТЭК инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО).
8. Обеспечить работоспособность и своевременное техническое обслуживание ИТСО на всем периоде их эксплуатации.
Основные нормативно правовые акты (законы) регулирующие вопросы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК приведены в разделе сайта «Законодательство», подраздел «Законодательство по безопасности ТЭК».