Паспорт безопасности объекта места массового пребывания людей

Как правильно называется документ: он имеет различные названия, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами и методическими рекомендациями. Например: паспорт безопасности объекта, паспорт антитеррористической защищенности объекта, антитеррористический паспорт, ПАЗ, паспорта антитеррора, паспорт безопасности антитеррористической защищенности, паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, паспорт безопасности мест массового пребывания людей (ММПЛ), паспорт безопасности места массового пребывания людей и др. Но фактически названия документа не меняют его суть и функциональное назначение.

Паспорт антитеррористической защищенности объектов (антитеррористический паспорт объекта) – это документ в котором указывается состояние защищенности объекта, здания, учреждения, организации. Также к таким предприятиям относятся любые объекты (территории) на которых единовременно находится 50 и более человек. Такие территории в соответствие с законодательством называют местом массового пребывания людей.

  • Разработка антитеррористического паспорта – от 7 до 10 дней
  • Согласования паспорта АТЗ - от 30 до 50 дней
  • Срок действия паспорта антитеррора – от 2 до 5 лет

Одним из наиболее значимых событий в этой области стал выход 25.03.2015 года ПП РФ № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)"

Кому нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности места объекта массового пребывания людей (ПАЗ)? В первую очередь это объекты, предприятия, учреждения с массовым посещением населения.

Например:

  • Здания администраций
  • Предприятия и учреждения системы здравоохранения, такие как поликлиники, больницы и др.
  • Образовательные организации, школы, детские сады, ВУЗы, институты и т.п.
  • Учреждения социального обслуживания населения
  • Ярмарки, рынки
  • Спортивные сооружения, физкультурные объекты, Стадионы
  • Киноконцертные залы, клубы, кинотеатры, музеи, театры и др. учреждения культуры
  • Санатории, пансионаты, отели, гостиницы, хостелы, мини гостиницы, дома отдыха и пр. средства коллективного размещения людей
  • Предприятиям, в том числе производственным объектам
  • Офисные центры, бизнес-центры, магазины, торговые центры и др.
  • Предприятия общественного питания, кафе, рестораны, и др.
  • Водозаборные узлы (водонасосные станции) производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и более
  • Котельные мощностью 30 Гкал/час и выше
  • Котельные мощностью менее 30 Гкал/час, работающие в круглосуточном режиме
  • Канализационные насосные станции производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и выше
  • Канализационные насосные станции производительностью  менее 10 тыс. куб. м/сутки, работающие в круглосуточном режиме

Процедура категорирования предприятий – с выходом постановления № 272 для всех организаций являющихся местом массового пребывания населения данная процедура стала обязательной. Согласно законодательству все объекты подразделяются на три категории:

  • 1 категория – единовременное пребывание 1000 и более человек
  • 2 категория – одновременное нахождение от 200 до 1000 человек
  • 3 категория – объекты с одновременным пребыванием от 50 до 200 человек

Стоит также отметить, что 272 ПП состоит из двух частей: в первой устанавливаются требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания (ММПЛ) и форма паспорта безопасности мет массового пребывания, во второй приводятся методические рекомендации по составлению паспорта безопасности объекта (паспорта антитеррористической защищенности) и требования по антитеррористическим мероприятиям для объектов подлежащих обязательной охране полицией.

Также были получены разъяснения от МВД по применению постановления правительства № 272 и методическим рекомендациям по содержанию паспорта безопасности установленных этим законом:

  • Объектам организаций и предприятий которые имеют паспорт безопасности оформленный не по ПП РФ 272 и непераработавшим данный документ по новой форме следует руководствоваться ст. 19 данного постановления (№ 272 от 25.03.2015 года)
  • Категорирование и обследование объектов указанных в данном законе будет проводиться по инициативе комиссии, которая создана в каждом муниципальном образовании или на основании запроса организации
  • Перерабатывать имеющийся антитеррористический паспорт будет необходимо только по требованию государственных органов

Почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности объекта?

Зачем нужно разрабатывать паспорт безопасности объекта и кто должен его разрабатывать. Согласно действующего законодательства ответственный за разработку паспорта антитеррористической защищенности руководитель объекта, правообладатель. В первую очередь паспорт безопасности антитеррористической защищенности нужен оперативным службам для реагирования в случае необходимость. Также согласно 35 ФЗ все организации независимо от формы собственности и вида деятельности должны иметь данный документ, если на их территории может находиться пятьдесят и более человек.

Структура паспорта безопасности объекта места массового пребывания людей:

Структура паспорта безопасности объекта массового пребывания людей предприятия для разных организаций отличается в зависимости от нормативно-правового акта в соответствии с которым он изготовлен. Рассмотрим структуру паспорта безопасности на примере 272 постановления от 25.03.2015 г.:

  • ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
  • ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
  • АННОТАЦИЯ
  • РАЗДЕЛ 1. Общие сведения
  • 1.1 Реквизиты организации
  • 1.2 Профиль объекта
  • 1.3. Режим работы объекта
  • 1.4. Наличие арендаторов и краткие сведения о них
  • 1.5. Средняя и максимальная посещаемость объекта
  • 1.6. Характеристика района размещения объекта
  • 1.7. Страховые данные
  • РАЗДЕЛ 2. Сведения о персонале             
  • 2.1. Общая численность сотрудников, согласно штатного расписания
  • 2.2. Численность арендаторов по каждому субъекту хозяйственной деятельности (раздельно по каждому субъекту)
  • 2.3. Списки арендаторов-балансодержателей с указанием адресов местожительства, телефонов и банковских реквизитов организаций      
  • 2.4. Максимальная численность персонала (число работающих в смену с учетом арендаторов)
  • 2.5. Дополнительные сведения
  • РАЗДЕЛ 3. Анализ и моделирование возможных кризисных ситуаций
  • 3.1. Моделирование кризисных ситуаций              
  • 3.2. Перечень аварийных и чрезвычайных ситуаций на рядом расположенных объектах и транспортных коммуникациях, которые могут повлиять на безопасность объекта
  • 3.3. Перечень опасных природных процессов, которые могут повлиять на безопасность объекта
  • РАЗДЕЛ 4. Организационные мероприятия по обеспечению  безопасности
  • 4.1. Сведения о выполнении организационных мероприятий по защите персонала и посетителей объекта в части предупреждения и ликвидации кризисных ситуаций
  • 4.2. Сведения о выполнении инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • 4.2.1. Обеспеченность персонала средствами индивидуальной защиты
  • 4.2.2. Наличие систем оповещения и связи, локальных систем оповещения, порядка оповещения и текстов оповещения
  • 4.3. Наличие автоматизированных систем контроля и безопасности на объекте
  • 4.4. Привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций               
  • 4.5. Порядок оповещения должностных лиц объекта
  • РАЗДЕЛ 5. Силы и средства охраны
  • 5.1. Параметры охраняемой территории
  • 5.2. Технические средства охраны
  • 5.3. Организация системы охраны
  • 5.4. Организация связи
  • РАЗДЕЛ 6. Ситуационные планы и схемы
  • 6.1. Ситуационный план               
  • 6.2. Поэтажные планы с экспликацией помещений и указанием необходимой информации
  • 6.3. Схема подходящих к объекту инженерных  коммуникаций
  • 6.4. Места хранения паспорта безопасности, планов и схем документов
  • РАЗДЕЛ 7. Системы жизнеобеспечения  
  • 7.1. Система энергоснабжения и ее характеристики
  • 7.2. Система водоснабжения и канализации и ее характеристики
  • 7.3. Система отопления, вентиляции и кондиционирования и ее характеристики
  • 7.4. Защищенность систем жизнеобеспечения от несанкционированного доступа
  • РАЗДЕЛ 8. Взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами
  • РАЗДЕЛ 9. Перечень использованных источников информации
  • РАЗДЕЛ 10. Выводы (о состоянии антитеррористической защищенности и рекомендации)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ (ситуационные планы и схемы)
  • Приложение 1. Ситуационный план территории объекта
  • Приложение 2. План инженерных коммуникаций
  • Приложение 3. Поэтажный план с экспликацией
  • Приложение 4. Схема оповещения
  • Приложение 5. Маршруты эвакуации
  • Приложение 6. Схема расположения технических средств
  • Приложение 7. Инструкции
  • Приложение 8. Приказы

Таким образом получается, что Формы паспортов антитеррористической защищенности и инструкции по их заполнению устанавливаются различными нормативно-правовыми актами, с которыми Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе законодательство.

Также данными законами устанавливается порядок разработки, согласования, корректировки и переоформления паспорта антитеррористической защищенности. Фактически шаблон паспорта безопасности устанавливается органами государственной власти.

С кем согласуется паспорт безопасности места с массовым пребыванием людей? В первую очередь это территориальные подразделения силовых структур МЧС, МВД и ФСБ, в некоторых случаях документ согласуют другие заинтересованные службы.

Паспорт антитеррористической защищенности объекта оформляется в нескольких экземплярах (от 2-х до 5-ти в зависимости от постановления по которому он изготовлен). После согласования по одному экземпляру предоставляется в согласующие организации и один экземпляр паспорта безопасности хранится на объекте в месте ограниченного доступа. Если учреждение не может обеспечить сохранность паспорта безопасности антитеррористической защищенности, то в некоторых случаях допускается сдать документ на хранение в орган исполнительной власти муниципального образования на территории которого расположена организация.

В случае если на объекте произошли изменения – их необходимо внести в документ. Как внести изменения в паспорт антитеррористической защищенности. Корректировка и переработка паспорта антитеррора происходит в следующей последовательности:

  • изменения вносятся в лист корректировки с указанием лица вносившего данные правки, даты и причин внесения
  • в письменном виде о переработке паспорта АТЗ (ПАЗ) уведомляются согласующие органы.

Если у Вас возникли вопросы по данной статье, можете обратиться за бесплатной консультацией к специалистам нашей компании.

Вверх

Основные направления