Паспорт безопасности объекта здравоохранения

Здравоохранение — критически важная сфера для любого государства. Поэтому медицинские учреждения - одна из вероятных целей для атак террористов. Чтобы снизить риски террористической угрозы для объектов Министерства здравоохранения разработан комплекс защитных мер. Они утверждены Постановлением Правительства РФ №8 в 2017 году. Согласно документу, учреждения, подчиненные Минздраву, а также относящиеся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, обязаны провести обследование и разработать паспорт безопасности.

Главная цель нововведения - поиск уязвимых мест с последующей разработкой плана действий по предотвращению терактов. В связи с этим возникают вопросы: Что должен содержать паспорт безопасности объекта здравоохранения? Кому он нужен и кто его составляет?

Кому нужен паспорт безопасности?

Действие ПП № 8 распространяется на все объекты, которые находятся в собственности или подчиняются:

  • Минздраву;
  • Службе по надзору в сфере здравоохранения;
  • Медико-биологического агентству;
  • Фондам обязательного медицинского страхования;
  • местным органам, которые получили полномочия по обеспечению, контролю качества медицины.

На практике, паспорт должны разработать санатории, профилактории, медицинские центры, отдельные лабораторные комплексы, больницы, поликлиники, травмпункты, аптеки, стоматологические клиники, исследовательские институты. Исключение - особо важные объекты, которые находятся под постоянной охраной Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Городская клиническая больница № 31 г. Москва

Провести обследование и разработать документ необходимо в течение 30 дней с момента ввода в эксплуатацию, при смене категории опасности: увеличилась территория, пропускная способность, изменилась криминогенная обстановка и др.

Обратите внимание! Паспорт разрабатывается не для части, а для всего здания или имущественного комплекса (нескольких зданий, которые между собой связаны), даже если у него несколько владельцев.

Исключение - амбулатории, аптеки, зубные кабинеты с отдельным выходом, небольшим количеством посетителей, минимальной террористической угрозой.

Категорирование

В зависимости от возможных последствий, нанесенного урона все объекты разделяются на категории:

  • первая - максимальное число жертв больше 1000 человек, а убытки - от 100 млн рублей;
  • вторая - пострадавших 500 - 1000 человек, вероятный ущерб 50 - 100 млн рублей;
  • третья - от 50 до 500 пострадавших, убытки - от 30 до 50 млн рублей;
  • четвертая - менее 50 пострадавших, убытки - до 30 млн руб.

Обратите внимание! При определении категории опасности учитывается максимальное количество людей, которое может находится согласно проектной документации одновременно в медучреждении (посетители и работники). Материальный урон равен инвентаризационной стоимости зданий, сооружений.

Категорирование объекта здравоохранения инициируется руководителем коммерческой организации или государственного органа, который является собственником медицинского учреждения, и проводится специальной комиссией. В нее входят: сотрудник организации-правообладателя, представители ФСБ, Росгвардии, МЧС России. Возможно привлечение сторонних экспертов.

Комиссия определяет список уязвимых мест, потенциальных угроз, составляет план мероприятий по их предотвращению. На обследование отводится не больше 60 дней. Результаты работы отражаются в Акте (составляется в произвольной форме), под которым подписываются все члены. Разногласия разрешаются в форме голосования.

Контроль и ответственность

Правообладатель (собственник или пользователь) должен проводить проверку объекта каждые три года по заранее установленному графику. Обследование длится не больше 5 дней. Комиссией составляется Акт, в котором описывается уровень защищенности, выявленные нарушения, план необходимых мероприятий. На устранение проблем отводится 12 месяцев.

При невыполнении требований ПП №8 предусмотрена административная ответственность. Штраф за отсутствие паспорта или несоответствие объекта здравоохранения требованиям антитеррористической безопасности согласно статье 20.6 КоАП может достигать 20 тысяч рублей для должностных лиц и до 200 тысяч рублей для юридических.

Что включает документ и кто должен его разрабатывать?

Паспорт безопасности объекта здравоохранения создается по установленной ПП № 8 форме после полного обследования специальной комиссией, а также актуализируется (обновление информации) через каждые пять лет. Содержит информацию:

  • общие сведения: адрес, контактные данные, вид деятельности, площадь, категория опасности, данные руководителя;
  • о режиме работы, количестве сотрудников и посетителей, которые могут одновременно находится на объекте;
  • уязвимые зоны, вероятные места проникновения злоумышленников, которые нуждаются в дополнительной защите;
  • наиболее возможные способы теракта, вероятные последствия;
  • список мер по предотвращению терактов и снижению их урона: усиление охраны, введение контрольно-пропускного режима, установка видеонаблюдения, пожарной сигнализации, системы оповещения, привлечение сил нацгвардии и др.

В случае замены (по решению руководителя объекта), недействующий документ хранится не меньше пяти лет.

Паспорт составляется руководителем объекта здравоохранения, ответственным сотрудником или сторонней компанией по поручению правообладателя. Утверждается правообладателем. Согласовывается с руководителями местных органов ФСБ, Росгвардии (в каждую организацию впоследствии отправляется электронная копия). В случае теракта или чрезвычайной ситуации эвакуация, ликвидация негативных последствий будут проводится с учетом поданной информации.

Важнее то, что качественно разработанный документ поможет предотвратить не только последствия тех противоправных действий, для защиты от которых он разрабатывается, но и материальные убытки от неграмотных рекомендаций в результате некомпетентной разработки. Рекомендуем доверить разработку Паспорта безопасности объекта здравоохранения (больницы, поликлиники, аптеки и т. д.) профессионалам.

Изменения в ПП 8 в 2019 г.

В апреле 2019 г. в Постановление №8 внесены изменения (ПП РФ от 29.03.2019 №357"О внесении изменений.." в основном касается списка
мероприятий по антитеррористической защищенности и категорирования учреждений здравоохранения.

Эти требования относятся к медицинским организациям любых форм собственности, ответственность за их соблюдение несет руководитель.

Ранее категорий медицинских организаций было три, теперь их четыре.
В частности, большинство клиник эстетической медицины могут быть отнесены к 4й категории - объекты (территории), "...в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - менее 30 млн. рублей".

Вверх

Основные направления