Должна ли медицинская организация в жилом доме разрабатывать паспорт безопасности объекта?

Поправки к закону «О противодействии терроризму» (06.03.2006 № 35-ФЗ), касающиеся организационных вопросов, возложили на правительство Российской Федерации разработку требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и мест массового пребывания людей.

Во исполнение данного пункта были утверждены «Требования к антитеррористической защищенности» (13.01.2017 № 8-ПП с редакциями 29.06.2017 № 775-ПП, 07.02.2018 г. № 775-ПП), регулирующие превентивную и охранную деятельность в медицинских учреждениях. Сопоставление этих правовых актов и текста «Разъяснений Минздрава для юридических лиц, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность» от 8 августа 2017 года, выявило ряд противоречий, которые могут привести к произвольным трактовкам.

Аптека в многоэтажном доме - Паспорт безопасности по ПП 8 - особенности разработки

Объекты, не подлежащие категоризации

Рассматриваемое правительственное постановление излагает не только требования к документированному процессу оценки, наблюдения и контроля, но и определяет деятельность по материально-техническому обеспечению объектов и распределению человеческих ресурсов. Неточности в разъяснительных документах влияют на правоприменительную практику по части составления паспортов безопасности учреждений здравоохранения, в которых отражается перечень обязательных мероприятий, проводимых на отраслевых объектах.

В комментарии Министерства здравоохранения отмечается, что Комиссия по обследованию и категорированию при установлении минимальной террористической угрозы может вывести тот или иной объект из процедуры категоризации и ограничиться лишь рекомендациями. В качестве примера приводятся сельские аптеки и фельдшерско-акушерские пункты. В то же время пункт 10 правительственного постановления дает исчерпывающий список мероприятий, осуществляемых Комиссией, в котором не упоминается возможность изложения результатов ее работы в рекомендательной форме.

В законе не упоминаются также критерии определения минимальной угрозы. Ориентиром для исключения объекта из обязательной процедуры категоризации могли бы стать параметры наименьшей третьей категории опасности, но постановление формулирует их в количественном прогнозируемом значении: менее 500 пострадавших и менее 50 млн. рублей материального ущерба (пункт 12в). Таким образом, нет законных оснований для исключения какого-либо медицинского объекта из процесса категоризации и составления паспортов.

Медучреждения, расположенные в многоквартирных домах

В Министерство здравоохранения был отправлен официальный запрос, касающийся определения объектов, на которые распространяются Требования к антитеррористической защищенности медучреждений. В частности, предполагалось уточнить статус организаций медицинского и фармацевтического профиля, которые осуществляют свою деятельность в многоквартирных домах.

Ответ Минздрава косвенно подтвердил, что часть вверенных ему объектов не подпадает под действие «Требований к антитеррористической защищенности». В нем, со ссылкой на исчерпывающие формулировки второго пункта Постановления указывается, что защищенность медучреждений, которые занимают часть непрофильных зданий, обеспечивается в общем порядке, установленном для многоквартирных домов. К сожалению, требования к таким зданиям до сих пор не утверждены (подробнее тут). Терминология, используемая в изложении, создает почву для предположений об освобождении руководителей медучреждений от участия в выполнении мероприятий защиты. В частности, сторонние комментаторы делают вывод о том, что представители медицинских организаций могут вовлекаться в качестве ответственного лица только в случае, если они являются собственником помещения. Данная трактовка противоречит тексту Постановления, которое в качестве ответственных лиц рассматривает более широкий круг правообладателей.

Поводом для интерпретаций стала также оговорка в официальном ответе Минздрава о возможных (но не обязательных) исключениях, в случае, если объект, в котором действует медучреждение не подпадает под действие иных правовых актов по обеспечению антитеррористической защиты.

Важные замечания

  • Ответы федеральных органов исполнительной власти РФ на запросы информационного характера не являются нормативно-правовыми документами, необязательны для правоприменителя и не могут рассматриваться в одной плоскости с законодательными актами.
  • Наличие прецедентов по оспариванию разъяснительных актов правительства РФ, позволяет придерживаться приоритета регулирования на уровне законов, в данном случае Постановления правительства по обеспечению антитеррористической безопасности медучреждений.

Вывод

Обсуждение вопроса об исключении из сферы правового регулирования медучреждений, деятельность которых осуществляется в отдельных помещениях многоквартирных домов, основано на толковании общих положений, изложенных в первой главе ПП № 8.

В качестве объекта правового регулирования рассматриваются все организации, деятельность которых осуществляется в сфере медицины и фармацевтики, при этом конкретизирующий перечень расширяется формулировкой "...и иные организации, являющиеся правообладателями". В третьем пункте той же главы дается перечень исключений. Среди них отмечаются объекты, антитеррористическая защищенность которых обеспечивается иными актами, утвержденными правительством РФ (Пункт 3в). Контекстный анализ не позволяет трактовать данное предложение в качестве основания для переноса медучреждений в сферу антитеррористической защищенности многоквартирных домов.

Вверх

Основные направления